Работы по строительству Таганрогской крепости и гавани, развернувшиеся в Приазовье в конце XVII – начале XVIII века, были столь грандиозны, что потребовали огромных сил всего государства.



Подробнее


Известно, что в первом десятилетии XVIII века на строительство Таганрога ежегодно наряжалось до 20 тысяч человек – почти столько же, сколько на строительство Петербурга в первые годы его существования. Однако люди в эти места ехали крайне неохотно: знойные приазовские степи, тревожная обстановка и неблагоустроенность мало привлекали работников. В связи с этим в Таганрог, как в ссылку, отправляли военнопленных и солдат, и вскоре это место стало первой каторгой России. Приговаривались к ссылке в Приазовье чиновники, духовные лица, дворяне. Направлялись сюда также пленные турки и татары, а с началом Северной войны — шведы и жители Прибалтики.  Кроме того, еще в начале столетия в Таганрог принудительно были переселены жители многих приволжских городов: Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Симбирска. Однако и этого оказалось недостаточно. Документы тех лет свидетельствуют, насколько трудно было собрать достаточное количество рабочих и, в особенности, мастеровых в эти отдаленные края. Для того, чтобы «привязать» строителей к месту, уже в 1701 г. в Москве была отобрана тысяча девиц и молодых вдов для принудительного вступления в брак с таганрогскими солдатами; с этой же целью был издан указ, обязывающий «по деревням каждые десять дворов выставить девицу, а остальные девять снабжать ее нужным и двадцатью рублями приданого». Мудрая политика молодого царя вскоре принесла свои плоды. Уже к 1711 году в строящемся городе была весьма значительная плотность населения – свыше 8 тысяч постоянных жителей, среди которых – более двухсот купцов. В крепости насчитывалось 162 двора, а в слободах – 1195 (для сравнения, в Петербурге того же времени – около 800 дворов). И если бы не поражение армии Петра в Прутском походе, у Таганрога были бы все шансы вскоре стать самым крупным и процветающим городом на новых рубежах России. 

Медаль «За дело гавани» 

В таганрогском Историко-краеведческом музее хранится ценнейший раритет – овальная серебряная медаль «На окончание строительства гавани в Таганроге». Это одна из первых именных медалей в России.  На ее лицевой стороне находится погрудное изображение Петра Великого с лавровым венком на голове, а на реверсе изображен план Таганрогской крепости с гаванью.

 Над ними надпись: «За дело гавани капитану Матвею Симонтову» и дата: 1709 г. Уроженец Венеции капитан Матвей (Маттео) Симонт – руководитель строительства таганрогской гавани – построил ее за 10 лет, что считалось очень коротким по тем временам сроком. Таганрогская гавань стала первым в России и в мире опытом строительства гавани на открытом морском побережье. По свидетельству зарубежных специалистов, «… все видевшие эту гавань сознают, что это одна из лучших гаваней Европы».

Прибывший в апреле 1709 г. в Таганрог царь Петр остался настолько доволен выполненной работой, что приказал Ф. Апраксину изготовить наградную медаль в честь успешного завершения строительства гавани. Интересно, что таганрогскую медаль, предназначенную для итальянца Симонта, изготовили французский мастер С. Гуэн (лицевая сторона) и немец Г. Гаупт (оборотная сторона). Матвею Симонту была вручена золотая медаль с алмазами, изготовленная в единственном экземпляре. Остальные отличившиеся строители гавани – представители администрации, офицеры, некоторые матросы – получили подобные медали, отчеканенные из серебра. Они были выполнены очень малым тиражом, и то, что таганрогский музей располагает таким раритетом петровского времени, является чрезвычайно большой удачей.