Среди уникальных памятников истории и культуры, которыми обладает Таганрог, особое место занимает дом на Греческой улице, известный как дворец Александра I. Именно здесь прошли последние месяцы жизни российского императора. Александр I останавливался в этом здании при первом своем посещении Таганрога в мае 1818 г.; сюда же он приехал вместе с супругой Елизаветой Алексеевной спустя семь лет. В этом доме Александр скончался 19 ноября 1825 г., простудившись после поездки в Крым.Среди уникальных памятников истории и культуры, которыми обладает Таганрог, особое место занимает дом на Греческой улице, известный как дворец Александра I. Именно здесь прошли последние месяцы жизни российского императора. Александр I останавливался в этом здании при первом своем посещении Таганрога в мае 1818 г.; сюда же он приехал вместе с супругой Елизаветой Алексеевной спустя семь лет. В этом доме Александр скончался 19 ноября 1825 г., простудившись после поездки в Крым. На следующий день после кончины императора специально созданная комиссия произвела вскрытие; днем позже, 21 ноября, тело усопшего было забальзамировано. 11 декабря из этого дома похоронная процессия направилась в Греческий Иерусалимский монастырь, где установили гроб с телом покойного государя. Здесь он находился до 29 декабря, когда траурный кортеж отправился из Таганрога в Петербург. Вдовствующая императрица выехала из Таганрога 22 апреля 1826 г. и скончалась в пути 4 мая в Белеве. Дом, в котором умер Александр I, вместе с имуществом был куплен князем П.М. Волконским для Елизаветы Алексеевны. Вскоре здесь был открыт первый в России мемориальный музей, названный по велению императрицы «Его Императорского Величества дворец Александра I». По желанию вдовы императора в комнате, где скончался Александр, была устроена походная войсковая церковь во имя Воздвижения Св. Креста. Открытый в 1826 г. музей просуществовал до 1920-х гг. После гражданской войны здание дворца было отдано под коммунальные квартиры. Церковную утварь и обстановку передали в городской музей. С 1964 г. по настоящее время здесь находится детский санаторий «Березка».История дворца Александра связана с именами многих известных людей. Проездом на Кавказ в июне 1820 г. здесь останавливались генерал Н.Н. Раевский с семьей и А.С. Пушкин, в 1826 г. – известный русский поэт В.А. Жуковский. В 1895 г. дворец посещал художник-маринист И.К. Айвазовский, а после революции – А.В. Луначарский. Бывший дворец Александра I является объектом культурного наследия регионального значения.

Городской Историко-краеведческий музей – один из старейших на юге России; он был создан в 1898 г. по инициативе А.П. Чехова. С 1927 г. музей располагается в одном из красивейших зданий Таганрога – дворце Алфераки, построенном в середине XIX в. В светлых и просторных залах таганрогского дворца посетитель может ознакомиться с историей города с древнейших времен до наших дней. Здесь демонстрируются уникальные и редкие предметы фондовых коллекций «Археология, «Оружие», «Нумизматика», «Стекло» и др. Экспозиция рассказывает о наиболее важных этапах жизни города, его зарубежных связях, выдающихся людях. Здесь представлены археологические древности, художественные ценности, этнографические материалы. Музей имеет большую архитектурную и историческую ценность и является культурным достоянием России. Сегодня здесь проводятся экскурсии и всевозможные тематические вечера. Уникальный двусветный зал дворца Алфераки имеет прекрасную акустику и регулярно используется в качестве концертного зала для исполнения камерной музыки. Помимо этого, в стенах здания руководство города осуществляет прием иностранных делегаций и проводит различные официальные мероприятия. Дворец принадлежал одному из крупнейших домовладельцев Таганрога, помещику и негоцианту Николаю Дмитриевичу Алфераки. Отец Н.Д. Алфераки получил земли в пределах Таганрогского округа за участие в войне с Турцией на стороне России; в числе его потомков были известные политические деятели, ученые, композиторы. Дворец Алфераки был центром культурной жизни Таганрога. В гостях у Алфераки останавливались М.П. Мусоргский и М.С. Щепкин, бывали Н.Ф. Щербина и Н.В. Кукольник, здесь проводился прием в честь наследника престола – будущего императора Александра III. Во второй половине XIX в. здесь был устроен клуб Коммерческого собрания, о котором неоднократно упоминает А.П. Чехов в таких рассказах и повестях, как «Маска», «Ионыч», «Моя жизнь», «Огни». Монументальное здание дворца Алфераки и сегодня выделяется среди окружающей застройки своим торжественным обликом и нарядным архитектурным декором со множеством лепных украшений. Из внутренних помещений особый интерес представляют парадная мраморная лестница, двусветный зал с каминами и деревянными хорами для музыкантов и парадная гостиная с потолком куполообразной формы, украшенным лепниной, позолотой и живописными картинами на темы придворной жизни. С 1927 г. в здании размещается Историко-краеведческий музей – филиал Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника. Здание так называемого дворца Алфераки неизменно привлекает внимание гостей города своим необычным архитектурным декором: классическим четырехколонным портиком в сочетании с обильной лепниной барочного характера. Этот выдающийся архитектурный памятник Таганрога, построенный в 1848 г. в духе эклектики, является объектом культурного наследия федерального значения. Дворец принадлежал одному из крупнейших домовладельцев Таганрога, помещику и негоцианту Николаю Дмитриевичу Алфераки.

МБУК «Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова» — один из старейших на юге России. Начиная с 1827г. труппа драматических артистов под управлением неслужащего дворянина Петровского положила начало постоянному Таганрогскому театру. Особенного расцвета театр в Таганроге достигает после постройки в 1866 г. здания, являющегося и поныне уникальным памятником театрального зодчества. Здание театра, построенное по проектам итальянского архитектора К. Лондерона и русского Н. Трусова, отлично спланировано: небольшой, но вместительный зал отличается замечательной акустикой. Изящная роспись, тонкая лепка и ажурная люстра дополняют его обрамление. Таганрогский театр был построен в 1866 г. на средства богатых греческих купцов-меценатов и до сих пор является одним из лучших образцов театральных зданий второй половины ХIХ в. на юге России. Изначально театр предназначался для оперных постановок, поэтому его небольшой, но вместительный зал отличается замечательной акустикой. На подмостках таганрогского театра выступали всемирно знаменитые оперные певцы, известнейшие музыканты, великие мастера русской и зарубежной реалистической школы: примадонны А. Рубини-Зангери и А. Беллати, пианисты Н. Рубинштейн и С. Танеев, драматические актрисы М. Савина и П. Стрепетова, трагики Э. Росси и Т. Сальвини. В годы гимназической юности частым посетителем театра был Антон Чехов, писавший позднее Суворину: «Театр давал мне когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре». Еще при жизни А.П. Чехова на таганрогской сцене были осуществлены постановки всех его пьес.В 1944 г. таганрогскому драматическому театру было присвоено имя великого русского писателя, а в 1977 г. за большой вклад в развитие русской культуры он был награжден орденом «Знак Почета». Сегодня в стенах старейшего на юге России театра по-прежнему ставят пьесы классического и современного репертуара. Ежегодно здесь проводятся Международные театральные фестивали «На родине Чехова», в которых принимают участие ведущие коллективы России, Германии, Италии, Испании, Японии, Австралии и других стран. Чеховский театр ведет активную гастрольную деятельность как в России, так и за рубежом. В сегодняшнем в театре им. А. П. Чехова работает несколько поколений замечательных актёров, обладающих высоким профессионализмом и яркой индивидуальностью. В составе труппы – пять заслуженных артистов России. Репертуар театра включает около тридцати спектаклей.

Особняк хлеботорговца Е.И. Шаронова является одним из лучших образцов стиля модерн в Таганроге. Памятник истории и культуры начала XX в., объект культурного наследия федерального значения. Здание было построено в 1912 г. по столичному проекту, вероятнее всего, вышедшему из мастерской Ф.О. Шехтеля. Об этом свидетельствует несомненное стилистическое сходство со многими произведениями мастера начала 1900-х гг. и прежде всего, со зданием Ярославского вокзала в Москве. Уникально архитектурное решение особняка с асимметричным живописным силуэтом. Однако главную ценность здания составляет его керамическая отделка, изготовленная в Абрамцевской мастерской по рисункам выдающихся художников конца XIX – начала XX вв.: М. Врубеля, В. Васнецова, Н. Давыдовой. Вся верхняя часть лицевого фасада заполнена майоликовыми композициями на разнообразные сюжеты: «Девушка с цветком», «Бой», «Отплытие ладей», «Русалка».Потрясающий эффект достигнут благодаря многообразию фактур использованной майолики: здесь сочетаются плоские и рельефные изразцы, глазурованная и люстровая керамика. Большой интерес представляют въездные ворота, оформленные рельефными львиными масками работы Врубеля. Вместе со своим керамическим декором здание хорошо сохранилось до наших дней, несмотря на то, что в течение многих десятилетий его приспосабливали под функции разнообразных городских учреждений.В 1977 г. здание было передано городскому отделу культуры для открытия филиала Краеведческого музея. После реставрации в 1981 г. здесь разместился музей «Градостроительство и быт г. Таганрога», успешно функционирующий и поныне.

Памятник истории и культуры регионального значения, бывший дом Чайковских, расположен в исторически сложившейся застройке старой части Таганрога (с северо-восточной стороны от дома находятся Каменная лестница и солнечные часы).Небольшой, но очень живописный краснокирпичный особняк обращает на себя внимание высокой башней с узкими арочными окнами и зубчатым карнизом, напоминающими замковую архитектуру средневековья.В 1880–1890-х гг. этот дом арендовало Таганрогское отделение Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) для своего агента, морского офицера Ипполита Ильича Чайковского, брата великого композитора. Отставной капитан I ранга И.И. Чайковский поселился в Таганроге в 1883 г., приехав сюда из Одессы и став председателем комитета при мореходных классах.При каждом посещении Таганрога (1886, 1888, 1890 гг.) Петр Ильич всегда останавливался в доме брата. После смерти композитора и открытия дома-музея в Клину Ипполит Ильич навсегда покинул Таганрог. В 1895 г., думая о возможности переселиться в Таганрог, А. П. Чехов писал: «… воздух Родины – самый здоровый воздух. Если бы я был богат, то непременно купил тот дом, где жил Ипполит Чайковский». В настоящее время здание занимают нотно-музыкальный и иностранный отделы Центральной городской публичной библиотеки им. А.П. Чехова; здесь также находятся мемориальная комната П.И. Чайковского и небольшой концертный зал.Памятник истории и культуры регионального значения, бывший дом Чайковских, расположен в исторически сложившейся застройке старой части Таганрога (с северо-восточной стороны от дома находятся Каменная лестница и солнечные часы). Небольшой, но очень живописный краснокирпичный особняк обращает на себя внимание высокой башней с узкими арочными окнами и зубчатым карнизом, напоминающими замковую архитектуру средневековья.В 1880–1890-х гг. этот дом арендовало Таганрогское отделение Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) для своего агента, морского офицера Ипполита Ильича Чайковского, брата великого композитора. Ипполит Ильич Чайковский (1843-1927)Отставной капитан I ранга И.И. Чайковский поселился в Таганроге в 1883 г., приехав сюда из Одессы и став председателем комитета при мореходных классах.При каждом посещении Таганрога (1886, 1888, 1890 гг.) Петр Ильич всегда останавливался в доме брата. После смерти композитора и открытия дома-музея в Клину Ипполит Ильич навсегда покинул Таганрог. Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)В 1895 г., думая о возможности переселиться в Таганрог, А. П. Чехов писал: «… воздух Родины – самый здоровый воздух. Если бы я был богат, то непременно купил тот дом, где жил Ипполит Чайковский». В настоящее время здание занимают нотно-музыкальный и иностранный отделы Центральной городской публичной библиотеки им. А.П. Чехова; здесь также находятся мемориальная комната П.И. Чайковского и небольшой концертный зал.

Бывший дом купца 1-й гильдии К.М. Гайрабетова – представительный двухэтажный особняк с колонным портиком – является одним из наиболее интересных образцов жилого строительства в Таганроге первой трети XIX в.Изначально здание использовалось как жилой дом, позднее его помещения сдавались внаем. В разное время в них размещались ресторан «Тратория», где собиралось веселое общество из моряков и актеров местного театра, затем клуб Коммерческого собрания, позднее здесь разместилось Общественное собрание. В конце XIX в. помещения первого этажа сдавались под магазины. Во время Первой мировой войны в здании был развернут лазарет для раненых солдат и офицеров; в последующие годы здесь находились различные городские учреждения. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал от бомбежек. Восстановление частично разрушенного здания продолжалось до 1952 г. Спустя три года оно было передано Таганрогскому педагогическому институту. В настоящее время здесь расположен факультет иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета).Несмотря на целый ряд существенных переделок и утрат, бывший особняк Гайрабетова сохранил черты, типичные для русской архитектуры первой трети XIX в., и по-прежнему остается одним из выдающихся зданий классицизма в городе, играя немаловажную роль в перспективе Петровской улицы. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Ансамбль бывшего христианского кладбища представляет огромную историческую, культурную и художественную ценность. Здесь сохранились захоронения не только XIX–XX вв., но и надгробия, датированные концом XVIII столетия.На территории некрополя находится старинная церковь во имя Всех Святых с подземной криптой – единственное из 25 культовых сооружений Таганрога, сохранившееся в первоначальном виде и не разрушенное в советское время. Уникален ее мозаичный смальтовый иконостас, выполненный в конце XIX в. в мастерской знаменитого московского художника, академика В.Д. Фартусова, прославившегося своими работами для храма Христа Спасителя.На христианском кладбище находится и часовня старца Павла Таганрогского – постоянный объект паломнических маршрутов.На территории кладбища можно встретить большое количество художественных надгробий и фамильных захоронений (склепов, часовен), многие из которых созданы итальянскими мастерами по заказу богатых купцов и предпринимателей и доставлены в Таганрог морским путем.Выделяются своими художественными достоинствами памятники Андреевым-Туркиным, Михалтициано, Комнено-Варваци, Луневой, Стоговой, Перестиани, Скараманга и, особенно, памятник-часовня над захоронением Котопули, романтично описанный в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» как «склеп итальянской певицы Деметти».Интерес представляет надгробие на могиле учителя законоведения и латинского языка таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконова, послужившего прототипом главного героя в рассказе Чехова «Человек в футляре».На фамильном участке Дуровых похоронены народный артист СССР А.А. Дуров, его мать Тереза Дурова и другие члены знаменитой цирковой семьи. На таганрогском кладбище находятся захоронения П.П. Филевского – автора знаменитой «Истории города Таганрога»; композитора, дирижера, педагога Валериана Молла; таганрогских художников А. Леонтовского и С. Блонской и др. Похоронено здесь и большое количество иностранных подданных, например, Джон Патрик Каррутерс – британский консул в Таганроге в годы Крымской войны.Не так давно на территории кладбища был обнаружен фамильный склеп основоположника русской геральдики А.Б. Лакиера (восстановлен на средства предпринимателей), а также найдено место захоронения расстрелянного в Таганроге в 1918 г. героя Русско-японской и Первой мировой войн генерала П.К. Ренненкампфа, ранее считавшееся неизвестным. Таганрогское христианское кладбище, не раз описанное в рассказах и повестях А.П. Чехова («Ионыч», «Недоброе дело», «Огни»), сегодня является объектом культурного наследия регионального значения.

Здание церкви во имя Св. Николая Чудотворца, небесного покровителя моряков, находится в старейшей части города, на территории бывшей Троицкой крепости. Возведена она была в 1778 г. по ходатайству командующего Азовской флотилией и таганрогским портом контр-адмирала Ф.А. Клокачева. Согласно местной легенде, церковь была построена на том месте, где стояла палатка Петра I, когда он в 1696 г. впервые прибыл на мыс Таган-Рог. Поначалу церковь именовалась храмом Николы Морского; она имела каменный фундамент и деревянные стены, выполненные из днищ отслуживших свою службу кораблей.Строительство церкви велось силами моряков в ускоренном темпе – уже в 1779 г. она была освящена. Колокола для церковной звонницы были изготовлены на таганрогском колокольном заводе из переплавленных турецких орудий (один из колоколов в настоящее время находится в Севастополе – так называемый «Туманный колокол»). Долгое время храм оставался деревянным. Лишь в 1845 г. к основному объему пристроили кирпичную колокольню, а в 1866 г. – каменную трапезную. Во время обстрела Таганрога в годы Крымской войны 1855-1856 гг. в церковь попало несколько ядер, одно из которых оставлено в стене колокольни после ее восстановления.В советское время с храма были сняты кресты, вывезены иконы, золоченая церковная утварь. В годы войны полностью сгорела деревянная часть церкви. В конце 1950-х гг. были взорваны и разобраны верхние ярусы колокольни. В разные годы в церкви находились клуб для игры в настольный теннис, автохозяйство, склад и т.д. К середине 1980-х гг. от этого старейшего городского храма сохранились лишь фундаменты, первый ярус полуразрушенной колокольни, стены и перекрытие придела, часть церковной ограды. В 1989 г. храм был полностью восстановлен.В настоящее время здание используется по первоначальному назначению; является объектом культурного наследия регионального значения.

Музей расположен в здании бывшей мужской классической гимназии, в которой с 1868 по 1879 гг. учился А.П. Чехов.Литературный музей в Таганроге существует с 1935 г. (в здании гимназии – с 1975 г.). С 1981 г. является филиалом Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.Сегодня он представляет посетителям одну из лучших литературно-мемориальных экспозиций в России под названием «А.П. Чехов: родному городу и миру». Здесь проводятся обзорные и тематические экскурсии и игровые уроки, музей ведет активную работу с учебными заведениями города. Его главная задача – пропаганда чеховского наследия: традиционные чеховские вечера ко дню рождения и дню памяти писателя, гимназические балы, рождественские, пасхальные праздники, литературно-музыкальные вечера, концерты, благотворительные вечера, разнообразные выставки.Литературный музей Антона Павловича Чехова в Таганроге является прекрасным памятником великому писателю.

Каменная лестница – уникальный памятник инженерного искусства начала ХIХ в., одна из старейших наружных лестниц на юге России. Она соединяет Греческую улицу с Пушкинской (бывшей Воронцовской) набережной. Является объектом культурного наследия регионального значения.Лестница была построена для пешеходов в 1823 г. на средства богатого греческого купца-благотворителя Г.Ф. Депальдо «для пользы и украшения» города. Отсюда ее первоначальное название – Депальдовская. Автором проекта был городской архитектор П. Македонский (предположительно).После завершения строительства Каменная лестница соединила территорию Купеческой биржи, где кипела деловая жизнь, с Греческой улицей, застраивавшейся в это время особняками богатых таганрогских купцов.Издатель журнала «Отечественные записки» П. Свиньин, побывавший в Таганроге в 1825 г., так описал этот спуск к морю: «Лестница идет прямо в Греческую улицу, и на верху ее сделана площадка вроде открытой террасы с лавками… невольным образом отдыхаешь здесь лишние полчаса, ибо вид на рейде, особливо к вечеру, когда возвращаются лодки каботажные и замелькают огоньки в каютах, ни с чем не сравним».Каменная лестница первоначально состояла из 142 ступеней, чередующихся с площадками для отдыха (сейчас – более 180 ступеней). Длина ее составляла 113 метров при семиметровой ширине.Спроектирована лестница таким образом, что при взгляде на нее снизу вверх отчетливо видно сужение, а при взгляде вниз с верхней площадки возникает иллюзия совершенно одинаковой ширины. Этот же прием позднее был использован в Одессе при строительстве Потемкинской лестницы в 1837-1841 гг. На верхней площадке Каменной лестницы в 1833 г. установили солнечные часы на восьмигранной тумбе, сохранившиеся до наших дней.В 2006 г. была завершена реконструкция лестницы, в результате которой ее ступени из сарматского известняка были заменены на гранит.

Дом таганрогского купца Иосифа Моисеева знаменит тем, что в 1869–1874 гг. его арендовал отец А.П. Чехова Павел Егорович. В этом доме юный Чехов жил вместе со своей семьей, помогая отцу торговать в его лавке. Сегодня здание признано объектом культурного наследия федерального значения.В нижнем этаже дома Моисеева размещались торговое помещение (магазин) и хозяйственные службы, в верхнем – жилые комнаты с просторной гостиной, приходившейся на угловую часть здания с балконом, который ныне утрачен. Над входом в лавку помещалась вывеска «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а ниже еще одна – «Распивочно и на вынос», что означало торговлю вино-водочными изделиями.По воспоминаниям Александра Чехова «Лавка Павла Егоровича была в одно и то же время и бакалейной лавкой, и аптекой без разрешения начальства, и местом распивочной торговли, и складом всяческих товаров, – до афонских и иерусалимских, будто бы, святынь включительно, – и клубом для праздных завсегдатаев. И весь этот содом, весь этот хаос ютился на очень небольшом пространстве обыкновенного лавочного помещения с полками по стенам, с страшно грязным полом… и небольшими окнами, защищенными с улицами решетками…».Во время отсутствия отца Антону не раз приходилось оставаться в лавке; по вечерам же здесь собирались на спевки участники самодеятельного хора, которым руководил Павел Егорович. Старшие дети Александр, Николай и Антон по настоянию отца тоже пели в этом хоре. Память о жизни в доме Моисеева осталась у Чехова на всю жизнь. Отклик этих впечатлений можно найти в таких произведениях, как «Ванька», «Спать хочется», «Певчие», «Канитель», «Отец семейства», «Тяжелые люди», «Степь», «Архиерей» и др.В настоящее время здание входит в комплекс объектов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника. Помещения первого и второго этажей используются под демонстрационные залы музея «Лавка Чеховых», который рассказывает о жизни семьи Чеховых в доме И. Моисеева и детских годах Антона Павловича.

В этом двухэтажном угловом здании, расположенном в центральной исторической части города, родились Валентин Яковлевич Парнах – создатель первого отечественного джазового оркестра, и его знаменитые сестры: поэтесса София Парнок и писательница Елизавета Тараховская.В 1910-х гг. домовладение принадлежало их отцу – провизору Якову Соломоновичу Парноху, державшему частную аптеку. В советское время дом был переоборудован под коммунальные квартиры, однако почти полностью сохранил до наших дней элементы своего декоративного убранства, характерного для позднего классицизма (здание построено в 1840-х гг.).На территории двора сохранился первоначальный дождевой колодец с кованым воротом и мраморной чашей, выполненной в виде восьмигранника и покрытой тонкой резьбой.Мемориальное здание является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия регионального значения.

Здание, известное как «дом Волкова-Реми», расположено в исторической части города у самой кромки крутого обрыва. Оно является уникальным объектом в панораме Таганрога со стороны моря; его белоснежный четырехколонный портик хорошо просматривается от береговой полосы.Особняк, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, построен предположительно в 1802 г. Это один из самых ранних и наиболее интересных образцов классицизма в Таганроге.За колоннами портика расположены окна бывших парадных комнат, из которых открывался потрясающий вид на окружающий пейзаж и морской залив; не менее прекрасные виды открывались из двух угловых лоджий второго этажа. Такие открытые лоджии часто встречаются в таганрогских особняках эпохи классицизма как неотъемлемая часть архитектуры южного приморского города.В начале XIX столетия здесь проживал полицмейстер города, штабс-капитан князь П.С. Шахматов с семьей. Известно, что после смерти императора Александра I осенью 1825 г., в доме Шахматова нашла временный приют его вдова – императрица Елизавета Алексеевна.Во второй половине XIX в. особняк перешел во владение надворного советника С.С. Волкова, а в начале XX – к действительному статскому советнику, общественному деятелю и крупному землевладельцу Н.А. Реми.После революции здание было национализировано и передано под коммунальные квартиры; в 1997 г. выполнена его полная реставрация.

Во второй половине XIX в. главная улица города, носящая имя его основателя, превратилась в одну из основных торговых артерий Таганрога и стала одной из тех магистралей, где сосредоточивались главные городские учреждения. На рубеже столетий здесь появился комплекс банковских зданий, состоящий из трех примыкающих друг к другу разновременных объемов: дома писателя Н.В. Кукольника (угол Петровской улицы и Лермонтовского переулка), дома купца Бенардаки (угол Петровской улицы и Итальянского переулка) и здания Азовско-Донского банка (расположено между домами Кукольника и Бенардаки). Все три здания были объединены в единое целое в конце 1890-х гг. благодаря действительному статскому советнику Якову Соломоновичу Полякову – миллионеру, основателю Азовско-Донского и Земельного банков. Помимо строительства нового двухэтажного здания, он предпринял капитальную реконструкцию уже имевшихся на участке сооружений. Строительные работы завершились в 1897 г., и с этого времени комплекс банковских зданий приобрел архитектурную законченность и своеобразную стилистическую однородность. В одном из объемов в настоящее время размещается Центр внешкольной работы, в другом – городской архив. Комплекс зданий, занимающий целый квартал, представляет собой объект культурного наследия регионального значения.

Троицкая крепость, построенная во времена Петра Великого и восстановленная при Екатерине II, к настоящему времени не сохранилась даже во фрагментах. Утрата Таганрогом стратегического значения привела к тому, что на протяжении всего XIX в. крепостные строения неуклонно ветшали, приходили в негодность и, в конечном итоге, разрушались.Тем большую ценность имеет единственная сохранившаяся до наших дней так называемая «образцовая ячейка», расположенная в восточной части бывшей Троицкой крепости (1804 г.).Войсковая ячейка расположена на прямоугольном участке земли (51 х 68 м), обнесенном забором из ракушечника. По периметру размещены: здание солдатской казармы, офицерский дом, кухня; внутри двора расположены пороховой погреб и колодец-резервуар для запаса воды. В стороне от всех строений находилось «нужное место».В самом начале XIX в. территория крепости была застроена десятью такими ячейками. Помимо этого, в комплекс строений входили комендантский дом, дома штаб-офицеров и обер-офицеров, гарнизонный лазарет.Войсковая ячейка в Крепостном переулке – это единственный сохранившийся до наших дней комплекс зданий типовой крепостной застройки, являющийся уникальным историческим объектом – памятником военно-крепостного зодчества начала XIX в. В настоящее время на территории ансамбля расположен МАУК «Таганрогский музейный комплекс». Является объектом культурного наследия федерального значения.

Необычное медицинское заведение было основано в 1896 г. и открыто как «Санаторий и водолечебница для лечения всеми методами, режимом и диетой больных нервных, обмена и прочих хронических». Основателями лечебницы были врачи Николай Диварис и Давид Гордон. Водолечебница имела самое современное медицинское оборудование и пользовалась широкой популярностью далеко за пределами города.Здание водолечебницы выходит на ул. Фрунзе двухэтажным корпусом, построенным в экзотическом «мавританском» стиле: вся поверхность его фасада густо покрыта стилизованным витым орнаментом восточного характера. Столь необычная отделка не только служила рекламой водолечебницы, но должна была создавать в представлении пациентов некие ассоциации с «восточной негой».В учреждении лечили минеральными водами, физическими и водными процедурами, солнечными ваннами, диетой и режимом. Летом 1899 г. здесь проходил курс лечения гостивший в Таганроге А.П. Чехов. Это лечебное заведение являлось, по его словам, «лучшим показателем таганрогской культуры».В 1920 г. Давид Гордон передал лечебницу советской власти, и в ней открыли санаторий для рабочих, где бывший хозяин вплоть до самой смерти занимал должность главного врача и директора. Впоследствии краевому физиотерапевтическому санаторию в Таганроге было присвоено имя его многолетнего руководителя.Здание водолечебницы Д. Гордона удачно вписывается в окружающую застройку второй половины XIX в. и является важным градообразующим компонентом этой части города. Объект культурного наследия регионального значения.

Центральная городская публичная библиотека имени А. П. Чехова – старейшая библиотека юга России – открыта 23 мая 1876 года. Особую гордость вызывают страницы истории библиотеки, связанные с именем великого писателя А. П. Чехова, который стал ее читателем с первых дней открытия. В 1879 году Чехов уезжает в Москву, но связи с родным городом не теряет. Он заботится о библиотеке всю свою жизнь: присылает книги, а в 1899 году избирается почетным попечителем.Библиотека имени А.П. Чехова представляет особую историко-культурную и архитектурную ценность, является объектом культурного наследия регионального значения. У истоков строительства специализированного здания библиотеки стоял А.П. Чехов, однако первые реальные шаги в этом направлении были сделаны после смерти писателя, в 1906 г., когда городская дума приняла постановление о сооружении здания городской публичной библиотеки для «увековечивания памяти скончавшегося писателя А.П. Чехова». Проект нового здания в стиле рационального модерна безвозмездно выполнил академик архитектуры Ф.О. Шехтель, которого в течение многих лет связывали с писателем дружеские отношения. Библиотека им. А.П. Чехова стала одним из лучших произведений Шехтеля, созданных в 1910-е гг. В январе 1914 г. состоялось торжественное освящение здания в присутствии почетных гостей, среди которых были сестра А.П. Чехова Мария Павловна и его братья Михаил и Иван. Помимо публичной библиотеки в здании разместился также городской музей, созданный в 1898 г. по инициативе А.П. Чехова. Об этом напоминает надпись на фасаде: «Библиотека и музей имени А.П. Чехова». В 1976 г. экспозиция музея была выведена из здания библиотеки. В настоящее время здесь располагаются читальный зал, отдел книгохранения, отдел дореволюционных и ценных изданий, отдел автоматизации, выставочный зал. Фонды ЦГПБ имени А.П. Чехова составляют около полутора миллионов экземпляров документов, библиотека ежегодно выдает более полумиллиона изданий, ее посещают тысячи таганрожцев и гостей города.Здание является не только информационным центром города, но и его украшением, неотъемлемой частью культурного комплекса: театр им. А.П. Чехова – библиотека им. А.П. Чехова – городской парк культуры и отдыха.

Банковская площадь (бывш. Иерусалимская, Монастырская, ныне Александровская) получила свое первоначальное название потому, что здесь в 1813 г. на средства крупнейшего общественного деятеля и благотворителя И.А. Варваци был построен Греческий Иерусалимский Александровский мужской монастырь с белокаменной церковью в классицистическом стиле.Иерусалимский монастырь был тесно связан с именем императора Александра I, скончавшегося в Таганроге 19 ноября 1825 г. С 11 по 29 декабря его тело лежало в этом храме на катафалке под балдахином. Отсюда же в Санкт-Петербург отправился траурный кортеж с телом императора.В 1831 г. в центре площади установили памятник русскому самодержцу, выполненный знаменитым скульптором И.П. Мартосом. Место для памятника было указано самой императрицей Елизаветой Алексеевной. Большую часть денег на его сооружение пожертвовали члены императорского дома, остальную сумму собрали таганрожцы.В советское время памятник был уничтожен, однако благодаря сохранившейся в Русском музее гипсовой модели его смогли восстановить в 1998 г., к 300-летию города. Трагическая судьба постигла и Иерусалимский греческий монастырь: в начале 1930-х гг. церковь была разрушена, а на ее месте появился четырехэтажный жилой дом. До наших дней сохранилось лишь двухэтажное здание в пер. Лермонтовском, в котором располагались кельи и различные службы монастыря.Градостроительный ансамбль площади полностью сложился к середине XIX в. Три исторических здания, формирующих его композицию сохранились в практически неизмененном виде. До революции здесь размещались Городской Общественный банк, Таганрогское отделение Петербургского учетно-ссудного банка и Биржевое общество. В годы советской власти эти здания также использовались в основном под банковские учреждения. Отсюда происходит одно из названий площади – Банковская. В 1998 г. Банковская площадь была переименована в Александровскую. Сегодня она является объектом культурного наследия регионального значения.

Гостиный двор (Александровские торговые ряды) – уникальный памятник архитектуры русского классицизма, единственное сооружение подобного типа на юге России.Монументальное здание торговых рядов, построенное в 1840-х гг., состояло их двух одинаковых одноэтажных корпусов, включавших в себя тридцать лавок. Двумя полукружиями они охватывали юго-восточную часть площади, рассеченную Александровской улицей (ныне ул. Чехова). Вогнутые фасады зданий представляли собой сплошные галереи-аркады, оформленные строгими полуколоннами. В глубине проемов находились помещения лавок с входной дверью и двумя окнами. Проект отличался смелостью и широтой замысла: общая длина фасада торговых рядом составляла около трехсот метров. Торговля велась в основном в восточном крыле Гостиного двора. Этой частью здания владели частные лица – богатые таганрогские купцы. Крайнюю лавку на углу Соборного (ныне Красного) переулка в 1874-1876 гг. арендовал отец А.П. Чехова под бакалейную торговлю. Рядом находились лавки родственника Чеховых, купца О.И. Лободы. Здесь нередко можно было увидеть гимназиста Антона Чехова. Историк русского зодчества Г. Лукомский писал в 1916 г.: «В Таганроге были очень интересные ряды на полукруглой обширной площади, называемые «Новый базар». Лишь часть их сохранилась до нашего времени, но эти арки, украшенные полуколоннами и ступенями лестницы, идущей вдоль аркады, составляют самое приятное впечатление. Можно догадаться, как красиво было раньше все полукружие». Ансамбль торговых рядов закономерно расценивается как выдающееся произведение градостроительной мысли своего времени и является объектом культурного наследия регионального значения.

Памятник Петру I работы знаменитого русского скульптора М.М. Антокольского является одним из главных символов Таганрога. Замысел создания монумента родился в канун 200-летнего юбилея Таганрога (1898 г.), когда городская общественность решила увековечить память Петра Великого в бронзе. В деле установки памятника активное участие принимал А.П. Чехов.Бронзовая фигура Петра I в мундире офицера Преображенского полка была отлита в Париже в мастерской Грюе, затем по железной дороге ее перевезли в Марсель и летом 1901 г. доставили морским путем в Таганрог. К этому времени уже был готов пьедестал, изготовленный в Одесской художественной мастерской (ск. Б.В. Эдуардс). Открытие памятника состоялось 14 мая 1903 г. у входа в городской сад на ул. Петровской.Огромная фигура Петра, данная в рост, представляет собой своеобразный сплав величия и динамики. Поднятая голова, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, откинутые ветром полы мундира и шарф усиливают впечатление порыва. Пространственный разворот композиции создает множество выгодных ракурсов с самых разных точек зрения. А.П. Чехов чрезвычайно высоко оценил работу Антокольского: «Это памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя… статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного». В настоящее время памятник основателю Таганрога находится на территории бывшей крепости, в Историческом сквере – неподалеку от городского маяка, в точке схода улиц на оконечности мыса. Является объектом культурного наследия федерального значения.

Памятник А.П. Чехову, представляющий собой выдающееся произведение монументального искусства, является одной из ключевых достопримечательностей Таганрога, объектом культурного наследия федерального значения. Расположен в историческом центре города, в юго-восточной части Красной площади (бывш. Александровской). Памятник работы московского скульптора, народного художника РСФСР И.М. Рукавишникова был торжественно открыт 29 января 1960 г., к 100-летию со дня рождения А.П. Чехова. Пьедестал изготовлен по проекту арх. Г.А. Захарова. Бронзовая скульптура писателя установлена на высоком массивном пьедестале. А.П. Чехов изображен сидящим на камне с книгой в левой руке. Образ писателя собран и полон внутренней творческой силы.Памятник замыкает перспективу улицы, носящей имя Чехова; вокруг него разбит уютный зеленый сквер, являющийся одним из любимых мест отдыха таганрожцев. Перед памятником развернул два своих полукружия старинный ансамбль торговых рядов, в одной из лавок которого когда-то вел торговлю отец великого писателя.

Памятник Фаине Раневской в городе Таганрог – это первый памятник народной артистке СССР и выдающейся советской актрисе, был установлен в мае 2008 г. на ее родине. Памятник располагается на улице Фрунзе (ранее – улица Николаевская), перед домом, где прошли детство и юность актрисы.Идея и первоначальный вид монумента принадлежат местному скульптору А. Виневской. Но немного позже было принято решение о проведении конкурса среди скульпторов, в результате которого победителем был признано проект скульптора из Ростова Д. Бегалова. Средства на изготовление памятника были выделены таганрогским заводом «Красный котельщик». Торжественное открытие памятника Фаине Раневской состоялось 16 мая 2008 г. в присутствии мэра города Таганрога, представителей областной администрации, многочисленных гостей, народных артистов России Е. Стеблова и И. Карташевой, работавших вместе с актрисой в Театре имени Моссовета. «Фаина Георгиевна была очень самоироничным человеком и, наверное, очень смеялась бы, если бы узнала об открытии ей памятника. Раневская страдала от отпускаемых со всех сторон реплик “Муля, не нервируй меня!”, самой любимой ее ролью в кино была роль в фильме Михаила Ромма «Мечта». Тем не менее открытие памятника, безусловно, важное событие. Можно обсуждать тот или иной образ в исполнении актрисы, каждый видит по-своему» — Е. Стеблов.Общая высота бронзовой скульптуры составляет 215 см. На ней Раневская изображена в роли Ляли из известного фильма «Подкидыш». Бронзовый плинт скульптуры был установлен на невысоком постаменте, выполненном из красного мрамора в виде полированной плиты. В тыльной части постамента можно увидеть надписи, гласящие: «Памятник установлен при содействии ОАО «Красный котельщик» и администрации города Таганрога. 2008» и «Скульптор Бегалов Д.Р. Архитектор Рябоштанов С.Ю.».Ф. Раневская родилась в 1896 г. Она играла во многих театрах, в том числе в Камерном театре, Центральном театре Красной Армии, театре драмы имени Маяковского, театре имени Моссовета, театре имени А.С. Пушкина и др. В кино дебютировала в 1934 г. в фильме М. Ромма под названием «Пышка». Также участвовала в озвучивании некоторых мультфильмов. В 1992 г. редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» включил Ф. Раневскую в десятку выдающихся актрис ХХ ст.

В 1814 году по обе стороны дороги, ведущей в город, были установлены два монументальных конусных столба, украшенных огромными позолоченными шарами, на которых сверху находились двуглавые орлы – государственный герб России. На стенах пирамидообразных стел, обращённых к городу, были установлены гербы Таганрога. Утверждённый в 1808 году герб Таганрога представляет собой щит, разделённый на четыре части.В левой части – две горизонтальные полосы синего цвета – символическое изображение Дона и Волги. Справа в пурпурном поле – вензель Петра I и дата основания города, 1698. Внизу слева на синем поле изображён осётр – символ Азовского моря с его рыбными запасами. В четвертой части щита на серебряном поле – два золотых якоря, положенные крестообразно, и на них кадуцей (Меркуриев жезл) – символы мореходства и торговли. В середине герба был ещё один золотой маленький щит с красным крестом. Шлагбаум с красочным гербом выглядел очень внушительно, и каждому въезжающему было видно, что перед ним процветающий город.Материал – кирпич, поверхность была оштукатурена. По периметру сооружения на стыке всех граней была рельефная полоска. Таганрогский шлагбаум – это редчайший памятник инженерного искусства. Торжественное открытие памятника состоялось в 1814 году. Возведение этих столбов было задумано, как памятник в честь победы России над Наполеоном. Однако к охране этого памятника отнеслись варварски, как и ко многим другим. В советское время в 1920 году вся геральдика со стен была снята. А затем в 1968 году под предлогом, что памятник якобы мешает движению транспорта, стелы ночью были разрушены. После пуска заводов металлургического (1899 г) и котельного (1896 г), проведения железной дороги городские постройки перешагнули старую городскую черту, и шлагбаум потерял своё назначение, но продолжал сохраняться как памятник истории и архитектуры. В 1969-1974-х годах осуществлялось благоустройство сквера возле машиностроительного техникума и в сквере установили столб, отдалённо, напоминающий те, что были уничтожены.

Памятник Джузеппе Гарибальди в Таганроге посвящен известному итальянскому революционеру. Возведён в 1961 году. 8-16 апреля 1833 года в Таганроге по торговым делам находился национальный герой Италии Джузеппе Гарибальди (1807-1882), в то время ещё молодой торговец, потомственный моряк. Есть свидетельства, что он даже был оштрафован в нашем городе за контрабанду сигар. Интересно, что в городе до этого десять лет с 1819 по 1829 год жил негоциант Антон Феликс Гарибальди, родной дядя Джузеппе. Затем он переселился в Керчь, где стал сперва Сардинским вице-консулом, а затем и неаполитанским консулом. Молодой же Гарибальди, прибыв на шхуне «Клоринда» с грузом апельсинов в Таганрог в одной из остерий на пересечении ул. Петровской и переулка Коммерческого (Украинского) в районе Шестаковского бульвара знакомится с политическим эмигрантом Джованни Баттиста Кунео и вступает в тайное общество «Молодая Италия». Как писал впоследствии сам Гарибальди: «при любых обстоятельствах моей жизни я всегда продолжал консультироваться с людьми и изучать литературу о возрождении Италии, но до 24-х лет все эти усилия были напрасными. Наконец-то однажды в Таганроге я познакомился с лигурийцем, который стал тем, кто смог показать мне реальное положение вещей в этой стране. Я предполагаю, что Колумб никогда не чувствовал себя таким счастливым, открыв Америку, как я чувствовал, что я нахожусь среди людей, которые посвятили свою жизнь освобождению своего Отечества».

28 января 2010 года в рамках мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения А.П. Чехова, установили скульптуру чеховского персонажа – учителя гимназии Беликова из рассказа “Человек в футляре”.Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трёх рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошёл спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом. Над рассказом Чехов работал в мае — июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 года рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 года рукопись была отправлена в журнал. Чехов писал об этом рассказе в записных книжках. Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление. Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» Автор – ростовский скульптор Давид Бегалов.500-килограммовая бронзовая скульптура в полный рост установлена перед зданием бывшей мужской гимназии, где учился писатель, и в которой сейчас располагается Литературный музей А.П.Чехова. Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру.

Бюст Антона Чехова — скульптурное изображение А. П. Чехова, выполненное Верой Морозовой в 1935 году. Установлен в Таганроге, во дворе Домика Чехова. Данная работа является первым скульптурным изображением Чехова в СССР. Бюст изготовлен из тонированного гипса. Его высота 104 см. Постамент выполнен из оштукатуренного кирпича, его высота также равна 104 см.Работу над бюстом Вера Морозова начала в Таганроге, куда приехала в 1931 году вслед за мужем Александром Моррисоном, назначенным редактором местной газеты «Донская правда». Морозова была скульптором-самоучкой, специального образования не получила. Александр Моррисон активнейшим образом занимался подготовкой в Таганроге торжеств, приуроченных к чеховскому юбилею. Для согласования вопросов по празднованию 75-летнего юбилея А. П. Чехова Моррисон выезжал в Москву к Н. Бухарину. Работа над бюстом продолжалась два года, с 1933 по 1935. Бюст был изготовлен в глине, с него была сделана гипсовая форма. К юбилею А. П. Чехова бюст высекался в камне. Вера Морозова Открытие произошло в 1935 году, во время торжеств, посвящённых 75-летию со дня рождения А. П. Чехова, при большом стечении публики, в присутствии Марии Павловны Чеховой, Ольги Книппер-Чеховой, Александра Вишневского, Аллы Тарасовой, Валентина Катаева и др. Открытие памятника пришлось на ясное солнечное утро. Перед домиком Чехова, в маленьком «вишневом саду», на высоком постаменте вознесено было нечто, завернутое в материю. Вокруг толпилось множество приезжей публики. Отец на голову возвышался надо всеми, в его голосе был рокот радушного хозяина. Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову держал под руку артист МХАТа Вишневский. Она и Мария Павловна Чехова — сестра писателя, обе были в светлых кружевах и в соломенных шляпках. Я порадовалась, что мать — тоже в светлом платье и тоже — в соломенной шляпе. Поодаль стояла молодая красавица, о ней шептали, что это — восходящая звезда театра Алла Тарасова, которой Книппер не дает ходу. Произошло какое-то движение в толпе, и отец с поклоном передал маленькой старушке — Марии Павловне — ножницы. Она сделала шажок к памятнику и разрезала ленту. Материя спала, и взорам публики открылся бюст Антона Павловича. Книппер-Чехова и Мария Павловна, ахнув, в один голос сказали, что никогда еще не видели такого портретного сходства. Это была и правда материнская удача. Намек на пенсне, сделанный в камне, углублял взгляд и придавал ему знакомую проницательность. Раздались аплодисменты. Мать стояла невозмутимо-спокойная, словно все это относилось не к ней, а я обливала слезами радости шелковый бок её платья.

Прямо напротив «Лавки Чеховых» 13 мая 2010 года, во время прохождения ежегодного Чеховского книжного фестиваля, установили многофигурную композицию по мотивам рассказа «Толстый и тонкий», выполненную скульптором Давидом Бегаловым. Композиция состоит из четырех бронзовых фигур, каждая высотой полтора метра, постамент тоже полностью выполнен из бронзы. Интересно, что городские власти и руководство Таганрогского музея-заповедника первоначально планировали установить скульптурную композицию возле старого вокзала «Таганрог –2» или в сквере «У шлагбаума», но в результате долгих дебатов остановились на месте около «Лавки Чеховых». И действительно, скульптура органично вписалась в перекресток, персонажи как-будто вышли из лавки и пересказывают последние губернские новости.Рассказ «Толстый и тонкий», относящийся к раннему периоду творчества писателя, был написан А. П. Чеховым в 1883 году. В рассказе описывается встреча двух друзей одноклассников на вокзале Николаевской железной дороги. Один из них, Михаил, описан, как толстый, упитанный, довольный жизнью человек. Другой приятель, Порфирий, описан Чеховым, как тонкий, худой, весь в заботах о жене и сыне. В разговоре приятелей выясняется, что Порфирий работает коллежским асессором (гражданский чин VIII класса в Табели о рангах), вырезает из дерева портсигары и тайком их продает. Михаил же – Тайный советник (гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах, что соответствует чину генерал-лейтенанта в армии и вице-адмирала во флоте).По выяснении общественного положения изменилось поведение Порфирия. Чехов пишет, что: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился». Порфирий был не в силах победить присущее ему чинопочитание. В рассказе Чехов показывает влияние на поведение людей занимаемого ими социального положения в обществе и связанных с ним стереотипов мышления. Встреча приятелей показана в скульптурной композиции памятника «Толстый и тонкий», открытом 13 мая 2010 года в городе Таганрог в Гоголевском переулке около музея «Лавка Чеховых». Памятник выполнен из бронзы и установлен на низком пьедестале. На нём представлены приятели Михаил и Порфирий, жена и сын Порфирия. Несмотря на то, что в рассказе отсутствует описание внешности героев, ростовский скульптор Давид Бегалов изобразил общественное положение героев в их позах. Маленький, раболепствующий чиновник изображен в согнутом положении, выражающем почтительность и уважение, поза тайного советника в добротном костюме с тростью в руках показывает уверенность и удовлетворение после сытного обеда в ресторане. Сын и жена Порфирия с интересов прислушиваются к разговору бывших приятелей.

В январе 2010 г. вход в новое здание библиотеки им. Чехова украсил бронзовый памятник «Юная читательница» ростовского скульптора Дмитрия Лындина. Открытие было приурочено к празднованию 150-й годовщины со дня рождения писателя. Читателей встречает маленькая девочка с забавным хвостиком, одетая в лёгкое летнее платьице. Рядом стопка больших и толстых книг, в два раза выше её собственного роста. Девочка с любопытством заглядывает внутрь одной из них, что символизирует тягу к знаниям. Множество отпечатков на обложке этой книги оставлено таганрогскими школьниками, которые участвовали в проекте создания памятника. Среди книг можно разглядеть томики известных русских классиков: Достоевского, Толстого и, разумеется, Чехова. Скульптура установлена на прямоугольный гранитный постамент серого цвета.

Скульптурная композиция «Египетская пирамида» спроектирована по мотивам рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и установлена на небольшой круглой площадке у входа в парк им. А.М.Горького. Покрытая цветной плиткой площадка символизирует цирковую арену, а в главных действующих лицах – бронзовые литературные герои чеховского рассказа: свинья Хавронья Ивановна, гусь Иван Иванович, кот Федор Тимофеевич и собачка Каштанка. Они изображены во время циркового представления и исполняют цирковой номер – «Египетская пирамида». На спине свиньи стоит гусь, а на его спине на задних лапах стоит кот. Каштанка в сюртуке стоит чуть поодаль. Скульптуры пластичны, округлы и реальны, они не имеют острых углов и совсем безопасны для детей, чем те часто пользуются, взбираясь на спину Каштанки. Композиция выполнена методом бронзового литья в форму по проекту ростовского скульптора Дмитрия Ладыгина. Для ее изготовления использовали 150 килограммов воска, почти тонну формовочной смеси и тонну художественной бронзы. После отливки скульптуры подверглись чеканки, шлифовке и полировке, искусственному старению. По тем временам стоимость изготовления композиции была немалою – более миллиона рублей! Открытие композиции состоялось 01 сентября 2008 года.

В 1973 г. в Таганроге появился памятник «Клятва юности». Он посвящен таганрогским подпольщикам, действовавшим в городе во время немецкой оккупации в 1941—1943 гг. Над созданием памятника трудилась супружеская пара скульпторов: Владимир и Валентина Грачёвы. Скульптура изображает юношу и девушку, которые вступают в подпольную организацию и клянутся в верности товарищам. Их уверенные взгляды устремлены вперёд, они непоколебимы и готовы отдать жизни за освобождение родного города. На стеле перед юными таганрожцами можно прочитать подлинный текст клятвы. Четырехметровая скульптурная композиция отлита из железобетона, сверху фигуры покрыты отчеканенной медью. Основанием мемориала служит высокий постамент, облицованный гранитными плитами красного цвета.К памятнику ведёт длинная лестница, у основания которой возвышается гранитный блок с патриотическим стихотворением Геннадия Сухорученко. Мемориал установлен в центре Спартаковского переулка, до войны здесь находилась гимназия, в которой учились герои таганрогского подполья.

«Роман с контрабасом» – скульптурная композиция, созданная скульптором Дмитрием Ладыгиным по мотивам рассказа А.П.Чехова. Памятник был открыт в Таганроге в сентябре 2008 года. Найти памятник легко: нужно из центра города двигаться в направлении другой достопримечательности Таганрога – Каменной лестнице, спуститься по ней к памятнику А.С.Пушкину на Пушкинской набережной и продолжить путь к морю по аллее. Памятник оригинален, стоит на благоустроенной территории, и вы обязательно его найдете.Для тех, кто не читал романа А.П.Чехова «Роман с контрабасом», экскурсовод непременно расскажет краткое его содержание. А суть памятной истории – прообраза сюжета скульптурной композиции – в том, что однажды музыкант-контрабасист был приглашен с друзьями помузицировать в частный семейный особняк. Его инструмент не назовешь легким, и по дороге в жаркий день музыканту пришла в голову чудесная идея искупаться в речке, мимо которой он проходил. Берега были безлюдные, и он купался сохраняя все предметы своей одежды сухими, оставив инструмент на берегу. В то же самое время некая молодая девица-дачница, удившая рыбу неподалеку тоже решила охладиться в столь уединенном месте. На их несчастье воришки стянули одежду купающихся, и они оба оказались в щекотливой ситуации. Как джентльмен и человек тонкой души музыкант предложил спасти девицу из неловкого положения, предложив ей спрятаться в футляр от контрабаса, пока он будет искать воришек и одежду. Ничего не подозревающие друзья музыканта увидели контрабас на берегу и забрали его с собой, по пути удивляясь его большому весу. Каково же было их удивление, когда на даче они открыли футляр и в просвете появилась молодая девица в костюме Евы!

Скульптурная композиция «Меркурий» расположена в центральном районе Таганрога, около главного входа на рынок «Радуга». Торжественное открытие состоялось осенью 2012 г. и было приурочено к 20-летию торгового комплекса. Автором монумента является хорошо знакомый таганрожцам скульптор из Ростова-на-Дону Дмитрий Лындин. Памятник изображает большую бронзовую кисть руки, обращённую к небу. Между большим и указательным пальцами зажата пирамидка из четырех монет, падающих на ладонь: два обычных рубля и две монеты, посвящённые юбилею рынка. На верхней монетке возвышается фигура юного Гермеса — хитрого и сообразительного греческого бога, покровителя торговли. Как известно, в древнеримской мифологии Гермесу соответствует Меркурий, в связи с этим появилось второе название памятника: «Меркурий».

Клуб металлистов стал первым зданием в стиле конструктивизм, возведенным в Таганроге (арх. М.Ф. Покорный, 1929 г.). Здание планировалось выполнить из монолитного бетона, однако вследствие его дефицита в качестве основного строительного материала пришлось использовать кирпич (в том числе, полученный при разборке находившейся неподалеку Архангело-Михайловской церкви).Таганрогская молодежь с большим энтузиазмом включилась в строительный процесс, осуществлявшийся, в основном, методом коммунистических субботников. В облике здания воплотились наиболее типичные черты конструктивистской архитектуры тех лет: асимметричная композиция, использование четких геометрических форм, ленточное остекление, плоская кровля и т. д. Надстройка третьего этажа над полуцилиндрическим угловым объемом появилась в послевоенный период. До 1960-х гг. на небольшой площади перед зданием находился памятник И. Сталину, впоследствии замененный на декоративную композицию, посвященную освоению космоса.Сегодня в этом здании находится таганрогский Дворец молодежи.

Первые на юге России солнечные часы – уникальная достопримечательность Таганрога, объект культурного наследия регионального значения.Сооружены в 1833 г. во времена градоначальника О.Р. Франка. Можно предполагать, что инициаторами установки были иностранцы (греки, итальянцы), составлявшие заметную прослойку в городском населении. Если верить краеведческим источникам, до 1917 г. ежедневно в полдень к часам подъезжал муниципальный кортеж для сверки времени на всех городских часах. Это интересное инженерное сооружение установлено на верхней площадке Каменной лестницы. Циферблат нанесен на мраморную плиту (вес около 300 кг), которая укреплена на каменной восьмигранной тумбе из сарматского известняка. Плита, на которой выгравирован циферблат часов, расположена параллельно плоскости горизонта. Стрелкой служит край тени, отбрасываемой металлическим флажком-треугольником на циферблат. В полдень флажок направлен точно на север. Раньше солнечные часы показывали истинное местное солнечное время, но в результате неоднократных реставраций сегодня эта точность утрачена.

Уникальный объект конструктивизма в Таганроге – так называемый «круглый дом» – явился интересным опытом поиска новых форм общественного быта. Необычный дом на 36 квартир был построен архитектором И.Г. Тарановым в 1929–1932 гг. для рабочих таганрогского котельного завода. Трехэтажное здание в форме разомкнутого кольца задумывалось как экспериментальное и, действительно, в нем применены различные конструктивные и планировочные новшества. Строительство было экономически выгодно – благодаря круглой форме становились ненужными поперечные стены и значительно уменьшалась площадь лестничных пролетов. Иван Георгиевич Таранов (1906—1979) — советский архитектор, автор одиннадцати станций Московского метрополитена (девять из них — в соавторстве с женой, архитектором Н. А. Быковой). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Каждая квартира состояла из двух комнат и кухни, для экономии пространства проектировщики предусматривали встроенные стенные шкафы. Подсобные помещения располагались в подвальном этаже. Двери всех квартир второго и третьего этажей выходили на общий балкон, с которого открывался вид на совершенно круглый двор. Однако жить в таком «экспериментальном» доме оказалось непросто: отсутствие внутреннего проветривания, излишний эффект акустики пространства круглого двора, недостаточное количество санитарно-технических помещений (на каждые шесть квартир приходилась лишь одна ванная комната) – все это вызывало определенные трудности и являлось обратной стороной столь популярной в 1920-е гг. идеи создания новой жизненной среды «домов-коммун».

27 апреля исполнилось 310 лет распоряжению Петра I Азовскому губернатору И.А. Толстому: «…на Таган-Роге в удобных местах (а лучше за городом) посадить рощи дубового или иного какого дерева, привезти с Дону немалое число маленьких деревцев и в осень (под листопад); также подале от города в удобных же местах несколько десятин посеять желудков для лесу-ж». Этот день можно считать точной датой закладки первых древесных насаждений в нашем городе, которые за три сотни лет превратятся в рощу «Дубки», городской парк, карантинный сад и прочие парки и сады Таганрога. Для ухода за посадками Пётр I обещает прислать в Таганрог садовника. К сожалению, заботы войны со Швецией, неудачный Прутский поход и последующее разорение Таганрога, пагубно сказывается на судьбе первых дубовых насаждений. Без должного ухода они практически все погибнут. Возрождать их будут уже при Екатерине Великой в 1771 году. Первый комендант Таганрога Иван Петрович Дежедерас на месте нынешнего пивзавода (территория за городским парком), высадит так называемые «ближние дубки» в качестве «лесу для кораблей», в отличи от дальних, что будут посажены в районе балки «Большая Черепаха».

Парк культуры и отдыха им. М. Горького – объект культурного наследия регионального значения – расположен в заповедной части исторического центра Таганрога по ул. Петровской.Бывший городской сад основан в 1806 г. по предложению одного из самых деятельных администраторов Таганрога – градоначальника барона Б.Б. Кампенгаузена. Для этой цели был выделен большой участок земли в северной части мыса, представлявшей в то время пустынную окраину города. Центральная аллея разделила территорию будущего сада на две почти равные части: одна отводилась под плантации лекарственных растений (аптекарский сад), другая – под посадку фруктовых и декоративных деревьев и виноградников. Выращенные на лекарственных плантациях лечебные травы поставлялись не только в местные аптеки, но и отправлялись в Москву, Херсон и другие города.Счастливый период в истории городского сада связан с пребыванием в Таганроге императора Александра I, сделавшего его излюбленным местом своих прогулок. Он сам планировал здесь новые аллеи и оранжереи, приобрел на личные средства земельный участок, увеличивший площадь сада. Во времена Александра и вплоть до 1841 г. аптекарский сад содержался на средства государственной казны. Развитие и благоустройство городского сада продолжалось на протяжении всего XIX – начала XX вв. Все это время он оставался любимым местом отдыха таганрожцев. А. П. Чехов часто гулял в саду в годы своей гимназической юности; позднее, во время своего приезда в Таганрог в 1887 г. писал сестре из родного города: «Был в саду. Играла музыка. Сад великолепен». В конце 1920-х гг. бывший городской сад стал называться «Пролетарским садом», а с 1932 г. – парком культуры и отдыха. В 1934 г. он получил имя М. Горького. Сегодня городской парк остается наиболее популярным местом отдыха таганрожцев и гостей города. Территория парка имеет форму многоугольника. В его центральной части растут деревья декоративных пород, здесь находятся фонтан, Зеленый театр, Шахматный павильон, «Живой уголок». Юго-восточная часть парка предназначена для активного отдыха, она насыщена аттракционами и небольшими кафе. В северо-западной части парка установлен скульптурный памятник М. Горькому. Здесь же можно увидеть ботанические памятники природы – дерево гинкго двулопастный (Ginkgo biloba) и дуб черешчатый (Quercus robur), высаженные в 1826 г. Эта часть парка наиболее подходит для прогулок: здесь произвольно растут деревья и кустарники, территорию пересекают небольшие аллеи и живописные дорожки.